Статья 9 Конвенции о защите прав человека: разъяснения юриста
Статья 9 Конвенции защищает право каждого человека на свободу мысли, совести и религии, одновременно, в части 2, устанавливая недопустимость ограничения такого права иначе, как в силу закона и только в определенных целях. Перекликаются с этой нормой и зачастую рассматриваются вместе с ней положения статьи 2 Протокола №1 к Конвенции. Они защищают, в частности, право родителей обеспечить образование и обучение в соответствии с их религиозными и философскими убеждениями, а также требуют от государства уважать это право при выполнении любых функции в сфере образования.
Свобода мысли, совести и религии
Право на свободу мысли, совести, религии при отсутствии в тексте статьи 9 Конвенции определения этих понятий допускает возможность их самого широкого толкования. Однако правоприменительная практика ЕСПЧ сужает рамки, хотя и оставляет простор для разнообразия подходов в каждом конкретном деле.
Используемая в тексте статьи 9 Конвенции формулировка позволяет сделать вывод о направленности нормы, прежде всего, на защиту религиозных и иных убеждений индивидуального и коллективного порядка. Это прямо вытекает из части 1, где дается разъяснение того, что включает право на свободу мысли, совести и религии: свободу изменения религии или убеждений и свободу исповедования своей религии или убеждений. При этом здесь же определяются и защищаемые Конвенцией формы проявления таких свобод – индивидуально и коллективно (сообща с другими), публично и частно, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.
Под убеждениями понимаются личные убеждения, которые:
- должны быть в определенной степени (оценочный критерий) убедительными, серьезными, последовательными и важными;
- не должны противоречить уважению человеческого достоинства.
Оценка убеждений на соответствие этим критериям проводится в плоскости ценностей демократического общества – они должны быть значимыми в масштабе человеческой жизни и при этом быть настолько важными, чтобы их нужно было защищать в таком обществе. Именно поэтому многие личные убеждения частного характера, которые не представляют общественной ценности, не подпадают под защиту статьи 9 Конвенции. Например, ЕСПЧ признавал необходимость судебной защиты убеждений атеистов, пацифистов, веганов, последователей определенной политической идеологии. Но не нашел такой необходимости, например, в вопросах эвтаназии или способах погребения умерших.
Что касается религии, то ЕСПЧ никогда не пытался дать какого-либо четкого определения этому понятию. Более того, указывал на то, что отнесение сводов убеждений, правил, обычаев к некой религии на является обязанностью Суда. Обычно в делах, где возникает спор относительно принадлежности к религии и религиозным убеждениям, ЕСПЧ либо придерживается национального законодательства конкретной страны, либо руководствуется общепризнанными в Европе оценками наличия/отсутствия религиозного характера в деятельности каких-то организаций. Нередко ЕСПЧ признает наличие «религиозного» только по той причине, что со ссылкой на такой характер убеждений, деятельности и т.п. состоялось нарушение прав, на которое ссылается заявитель в жалобе. Разумеется, не возникает никаких вопросов, когда речь идет о мировых религиях. Все споры, как правило, касаются отдельных групп, сект, движений и т.п. В ряде случаев, если невозможно поступить иначе, Суд просит заявителя доказать религиозный характер убеждений или деятельности либо тот факт, что религия, на которую ссылается заявитель, существует в действительности.
Свободу мысли, совести, религии можно определить в общем виде как свободу внутренних убеждений и их проявлений. ЕСПЧ часто использует общий термин «свобода вероисповедания». В российском законодательстве применяются термины «свобода вероисповедания» и «свобода совести».
Защита свобод и убеждений, предусмотренная статьей 9 Конвенции, – это защита от вмешательства в них государства и от государственной идеологической обработки личности. Поскольку существование убеждения нельзя ни доказать, ни опровергнуть, пока оно каким-то образом себя не проявят, фактически под защиту попадают проявления личных убеждений. С другой стороны, статья 9 Конвенциизащищает и от попыток государства заставить человека поменять свои убеждения либо обязать его высказать их или проявить иным образом.
Типичные нарушения права на свободу мысли, совести и религиив практике ЕСПЧ:
- Запрет деятельности, отказ в регистрации/перерегистрации религиозных организаций, в том числе сект, движений и т.п.
- Воспрепятствование, запреты или ограничения, связанные с возможностью соблюдения религиозных обычаев, проведения церемоний, молитв и т.п.
- Установление обязанности проходить религиозную церемонию, которую человек проходить не хочет, поскольку, например, является атеистом или исповедует иную религию.
- Принуждение к раскрытию своих религиозных или иных убеждений.
- Дискриминация при трудоустройстве, исполнении трудовых обязанностей либо увольнение (отставка) со ссылкой на определенную религиозную принадлежность или определенные убеждения, например, политического характера.
- Прямое или косвенное понуждение, склонение к смене религиозных убеждений.
- Непринятие государством мер для реализации права на свободу мысли, совести и религии либо вмешательство в осуществление такого права.
Практика применения статьи 9 Конвенции
До последнего времени жалобы со ссылками на нарушение прав на свободу мысли, совести и религии были малочисленны в практике ЕСПЧ. Однако на современном этапе их количество стало возрастать и, как отмечается самим Судом, наметилась тенденция усложнения дел.
Если ранее основные жалобы сводились к нарушению личного права в условиях лишения свободы или в связи с трудовыми отношениями, то сегодня многие обращения носят коллективный характер, поступают от юридических лиц и касаются самых разносторонних проявленийсвободы мысли, совести и религии. Кроме того, жалобы в ЕСПЧ часто связаны с нарушениями комплексного характера, которые подпадают под действие нескольких статей Конвенции – не только статьи 9 Конвенции, но и, в частности, статьи 8 (уважение к частной жизни), статьи 10 (свобода выражения мнения), статьи 11 (свобода собраний и объединений) и упомянутой выше статьи 2 Протокола №1 к Конвенции, причем в разных комбинациях. Поскольку во многих делах эти нормы Конвенции тесно переплетаются, при подготовке жалобы и оценке ее приемлемости обязательно нужно анализировать, нет ли конкуренции норм и будет ли статья 9 Конвенции lex specialis – нормой, которая должна применяться приоритетно.
Небольшой процент дел, связанных с «чистым» нарушением статьи 9 Конвенции, в практике ЕСПЧ также следует учитывать. Акцент необходимо делать на прецедентах последнего времени и брать за основу при толковании новейшие разъяснения ЕСПЧ и справочные пособия Совета Европы. Одним из таковых является изданное на русском языке пособие Джима Мердока: «Защита права на свободу мысли, совести и религии в рамках Европейской конвенции о защите прав человека», подготовленное Генеральным Директоратом по правам человека и верховенству права Совета Европы в 2012 году (в русском переводе – в 2014 году).
И, наконец, в вопросах применения статьи 9 Конвенциипо делам, связанным с проблемами и конфликтами на национальной (этнической) почве, определенную роль играет Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года. Она подписана и ратифицирована большинством стран Совета Европы, в том числе Россией (в 1998 году).
В любом случае правильное применение статьи 9 Конвенции по правам человекадолжно основываться на 5 пунктах:
- Применима ли в данном случае статья 9 – нарушено ли право, защищаемое этой нормой.
- Имело ли место вмешательство государства в осуществление права, гарантируемого статьей 9.
- Было ли вмешательство необходимым в демократическом обществе.
- Предусмотрено ли вмешательство национальным законом.
- Имело ли вмешательство законную цель с точки зрения национального закона и части 2 статьи 9 Конвенции.
*****
Тенденция увеличения и усложнения жалоб о нарушении статьи 9 Конвенции началась с конца 1990-х годов. Но пока что еще правоприменительная практика ЕСПЧ в этом направлении довольно-таки скромная. Для России применение статьи 9 сегодня не является особо актуальным, поскольку наша страна является многонациональной и многорелигиозной, а возникающие проблемы более-менее эффективно разрешаются на национальном уровне. Кроме того, многие нарушения при правильной квалификации оказываются нарушениями, подпадающими под действие других норм Конвенции, в частности статей 10 и 11. Наиболее резонансные дела против России были связаны с ограничениями и запретами деятельности религиозных сект и движений. При этом российские суды стараются придерживаться прецедентного права ЕСПЧ и не игнорируют его позицию при рассмотрении аналогичных дел.
(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ
Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке
Это хорошо. Что человек свободен и у него есть законодательная опора быть сильнее религиозных организаций. Быть над ними. Свобода личности над религией это радаует.