123242, Москва, Зоологическая улица, дом 22 (ЦМКА)

Незаконное использование товарного знака. Виды ответственности

Лого Euroclaim

Товарный знак (знак обслуживания) создаётся не просто так. По нему покупатели или заказчики будут ассоциировать ваш товар или услугу только с вашим бизнесом. Это способ выделить себя среди конкурентов и сделать узнаваемым среди потребителей. Но представьте, что на рынке появляется конкурент с точно таким же товарным знаком или очень похожим. Очевидно: вы потеряете часть клиентов, а значит, не получите и часть денег, которые могли бы получить. Но ущерб может быть куда бо́льшим. Например, если продукт конкурента будет плохим, а покупатель сочтёт, что это ваша продукция или услуга. Вот почему незаконное использование товарного знака нужно пресекать на корню и идти дальше – наказывать за причиненный вред.

Ответственность за незаконное использование чужого товарного знака

Закон защищает права владельца зарегистрированного товарного знака предельно широко. Товары, которые продаются под чужим товарным знаком, считаются контрафактными – они изымаются и подлежат уничтожению. Правообладатель может взыскать ущерб или потребовать компенсации за незаконное использование товарного знака. И все это дополняется возможной административной или уголовной ответственностью для нарушителя, которая, как минимум, повлечет серьезные штрафные санкции.

В каких случаях использование чужого товарного знака – нарушение

Не стоит недооценивать нарушителей. Полное копирование товарного знака сегодня встречается редко. Как правило, нарушитель старается добиться определенного сходства, но что-то меняет и (или) добавляет. Все для того, чтобы незаконное использование чужого товарного знака не бросалось явно в глаза, и его было бы трудно доказать.

Вот несколько примеров изменений при буквенном обозначении товарного знака «Ромашка»: Romashka, Ромашка+, РОМашка, Ромашки, Ромашка-кафе. И такой перечень можно продолжать долго. Использование таких видоизменений – незаконно, как и точное копирование, потому что сходство до степени смешения – это тоже нарушение.

Само по себе использование чужого товарного знака не всегда противоправно. Чтобы наступила ответственность за незаконное использование товарного знака, нужны еще два обязательных условия:

  1. Однородный тип деятельности. Если у вас, скажем, интернет-магазин «Ромашка» и вы продаете цветы, а под таким же названием работает сервис, который, например, оказывает услуги по уборки помещений, то нарушения не будет. Защита прав интернет-магазина в этом случае невозможна – у сервиса «Ромашка» все законно с использованием товарного знака.
  2. Получение прибыли. Незаконное использование товарного знака КоАП и УК РФ, как и гражданское законодательство, считают таковым только, если нарушитель действует из корыстных интересов и, благодаря нарушению, получает доход.

Если есть все три обстоятельства, можно смело готовить претензию за незаконное использование товарного знака. А если чего-то не хватает, то, увы, привлечь к ответственности не получится.

Виды ответственности за незаконное использование товарного знака

Гражданская ответственность предусматривает:

  1. Изъятие и уничтожение контрафакта, этикеток, упаковок и всех других товарных принадлежностей, на которых незаконно размещен чужой товарный знак. Либо удаление чужого товарного знака со всех мест, где он размещен, – если товары необходимо ввести в оборот и уничтожать их нецелесообразно. Все действия нарушитель должен совершить за свой счет.
  2. Возмещение убытков или выплату компенсации – на выбор правообладателя. Убытки правообладатель подсчитывает и доказывает сам, а вот размер компенсации определен законом:
  3. от 10 тыс. до 5 млн рублей – на усмотрение суда, учитывая характер нарушения;
  4. 2-кратный размер стоимости контрафактных товаров или стоимости прав на использование товарного знака.

Вопрос можно разрешить мирным путем: правообладатель направляет претензию с требованиями – нарушитель их выполняет. Если не удалось добиться желаемого – правообладатель подает в суд иск.

Административная ответственность за незаконное использование товарного знака  (14.10 КоАП РФ) грозит изъятием контрафактной продукции и оборудования для ее производства, а также штрафом:

  • 5-10 тыс., 10-50 тыс. или 50-200 тыс. рублей – для физлиц, должностных лиц и организаций соответственно, которые незаконно использовали чужой товарный знак;
  • 2-кратный размер стоимости товаров, но не менее 10 тыс. рублей, 3-кратный размер, но не менее 50 тыс. рублей или 5-кратный размер стоимости товаров, но не менее 100 тыс. рублей – для физлиц, должностных лиц и организаций соответственно, которые незаконно производили в целях сбыта или сбывали товары с чужим товарным знаком.

Уголовная ответственность наступает только, если нарушение совершено неоднократно или причинило правообладателю крупный ущерб (250 тыс. рублей.) За незаконное использование товарного знака УК предусматривает наказание в виде штрафа, исправительных или принудительных работ. Но может быть и реальное лишение свободы на срок до 2-6 лет. Минимальный штраф – 100-300 тыс. рублей, максимальный – до 1 млн рублей. Виды и размеры наказания зависят от характера преступления – было ли оно совершено по сговору в группе или в организованной группе.

Привлечение как к административной, так и уголовной ответственности не мешает подачи гражданского иска о взыскании ущерба или компенсации вреда. Поэтому по совокупности ответственность для нарушителя может быть достаточно серьезной, прежде всего, в финансовом плане.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: