Товарный знак (знак обслуживания) создаётся не просто так. По нему покупатели или заказчики будут ассоциировать ваш товар или услугу только с вашим бизнесом. Это способ выделить себя среди конкурентов и сделать узнаваемым среди потребителей. Но представьте, что на рынке появляется конкурент с точно таким же товарным знаком или очень похожим. Очевидно: вы потеряете часть клиентов, а значит, не получите и часть денег, которые могли бы получить. Но ущерб может быть куда бо́льшим. Например, если продукт конкурента будет плохим, а покупатель сочтёт, что это ваша продукция или услуга. Вот почему незаконное использование товарного знака нужно пресекать на корню и идти дальше – наказывать за причиненный вред.
Ответственность за незаконное использование чужого товарного знака
Закон защищает права владельца зарегистрированного товарного знака предельно широко. Товары, которые продаются под чужим товарным знаком, считаются контрафактными – они изымаются и подлежат уничтожению. Правообладатель может взыскать ущерб или потребовать компенсации за незаконное использование товарного знака. И все это дополняется возможной административной или уголовной ответственностью для нарушителя, которая, как минимум, повлечет серьезные штрафные санкции.
В каких случаях использование чужого товарного знака – нарушение
Не стоит недооценивать нарушителей. Полное копирование товарного знака сегодня встречается редко. Как правило, нарушитель старается добиться определенного сходства, но что-то меняет и (или) добавляет. Все для того, чтобы незаконное использование чужого товарного знака не бросалось явно в глаза, и его было бы трудно доказать.
Вот несколько примеров изменений при буквенном обозначении товарного знака «Ромашка»: Romashka, Ромашка+, РОМашка, Ромашки, Ромашка-кафе. И такой перечень можно продолжать долго. Использование таких видоизменений – незаконно, как и точное копирование, потому что сходство до степени смешения – это тоже нарушение.
Само по себе использование чужого товарного знака не всегда противоправно. Чтобы наступила ответственность за незаконное использование товарного знака, нужны еще два обязательных условия:
- Однородный тип деятельности. Если у вас, скажем, интернет-магазин «Ромашка» и вы продаете цветы, а под таким же названием работает сервис, который, например, оказывает услуги по уборки помещений, то нарушения не будет. Защита прав интернет-магазина в этом случае невозможна – у сервиса «Ромашка» все законно с использованием товарного знака.
- Получение прибыли. Незаконное использование товарного знака КоАП и УК РФ, как и гражданское законодательство, считают таковым только, если нарушитель действует из корыстных интересов и, благодаря нарушению, получает доход.
Если есть все три обстоятельства, можно смело готовить претензию за незаконное использование товарного знака. А если чего-то не хватает, то, увы, привлечь к ответственности не получится.
Виды ответственности за незаконное использование товарного знака
Гражданская ответственность предусматривает:
- Изъятие и уничтожение контрафакта, этикеток, упаковок и всех других товарных принадлежностей, на которых незаконно размещен чужой товарный знак. Либо удаление чужого товарного знака со всех мест, где он размещен, – если товары необходимо ввести в оборот и уничтожать их нецелесообразно. Все действия нарушитель должен совершить за свой счет.
- Возмещение убытков или выплату компенсации – на выбор правообладателя. Убытки правообладатель подсчитывает и доказывает сам, а вот размер компенсации определен законом:
- от 10 тыс. до 5 млн рублей – на усмотрение суда, учитывая характер нарушения;
- 2-кратный размер стоимости контрафактных товаров или стоимости прав на использование товарного знака.
Вопрос можно разрешить мирным путем: правообладатель направляет претензию с требованиями – нарушитель их выполняет. Если не удалось добиться желаемого – правообладатель подает в суд иск.
Административная ответственность за незаконное использование товарного знака (14.10 КоАП РФ) грозит изъятием контрафактной продукции и оборудования для ее производства, а также штрафом:
- 5-10 тыс., 10-50 тыс. или 50-200 тыс. рублей – для физлиц, должностных лиц и организаций соответственно, которые незаконно использовали чужой товарный знак;
- 2-кратный размер стоимости товаров, но не менее 10 тыс. рублей, 3-кратный размер, но не менее 50 тыс. рублей или 5-кратный размер стоимости товаров, но не менее 100 тыс. рублей – для физлиц, должностных лиц и организаций соответственно, которые незаконно производили в целях сбыта или сбывали товары с чужим товарным знаком.
Уголовная ответственность наступает только, если нарушение совершено неоднократно или причинило правообладателю крупный ущерб (250 тыс. рублей.) За незаконное использование товарного знака УК предусматривает наказание в виде штрафа, исправительных или принудительных работ. Но может быть и реальное лишение свободы на срок до 2-6 лет. Минимальный штраф – 100-300 тыс. рублей, максимальный – до 1 млн рублей. Виды и размеры наказания зависят от характера преступления – было ли оно совершено по сговору в группе или в организованной группе.
Привлечение как к административной, так и уголовной ответственности не мешает подачи гражданского иска о взыскании ущерба или компенсации вреда. Поэтому по совокупности ответственность для нарушителя может быть достаточно серьезной, прежде всего, в финансовом плане.