В отличие от большинства международных конвенций, носящихся зачастую только декларативный характер, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, вступившая в силу 3 сентября 1953 года, не только провозгласила фундаментальные права и свободы, но и создала специальный юридический механизм их защиты. Первоначально он был представлен тремя институтами: Еврокомиссией по правам человека, Европейским судом и Комитетом министров Совета Европы. Сегодня все судебные полномочия сосредоточены в одной инстанции – Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).
Основная информация о Европейском суде:
- Европейский суд по правам человека находится в г. Страсбурге, Франция, Дворец прав человека. Здесь же расположен и Совет Европы.
- Суд основан в 1959 году. На первоначальном этапе проверка жалоб на приемлемость относилась к компетенции Европейской комиссии по правам человека, рассмотрение жалоб – к компетенции ЕСПЧ. С 1 ноября 1998 года действует только Европейский суд.
- Число судей Европейского суда по правам человека – 47, что равно количеству государств, входящих в Совет Европы. Состав ЕСПЧ формируется ПАСЕ: одно государство – один судья, который избирается из 3-х предложенных государством кандидатур.
- Срок полномочий судьи Европейского суда по правам человека – 9 лет, без права переизбрания, или меньший срок при условии достижения судьей 70-летнего возраста.
- Официальные языки Европейского суда по правам человека – английский и французский (для делопроизводства).
- Финансирование деятельности – бюджет Совета Европы, который формируется за счет вносов государств-участников.
- Официальный сайт — echr.coe.int.
Организация (структура) Европейского суда по правам человека:
- Пять секций – основные административные единицы, формируемые на 3-летний срок. В составе каждой секции – президент, вице-президент, судьи.
- Комитеты – формируются в каждой секции на срок 12 месяцев, состоят из 3 судей. Основная компетенция – оценка приемлемости жалобы, отбор дел для рассмотрения палатой, принятие решения по существу дела при условии, что это позволяет сделать устойчиво сложившаяся судебная практика.
- Палаты Европейского суда – ключевые юридические подразделения, формируются для непосредственного рассмотрения дел, состоят из 7 судей: президент секции, в ведение которой передано дело, судья от государства, против которого подана жалоба, и пять судей, назначаемых в порядке очередности.
- Большая палата – юридическое подразделение, формируется на 3 года, рассматривает наиболее сложные и особые дела, состоит из 17 судей: Президент ЕСПЧ, вице-президенты ЕСПЧ, президенты секций, судья от государства, в отношении которого подана жалоба, и судьи, выбранные согласно жребию. Большая палата также является инстанцией для обжалования решений ЕСПЧ.
- Секретариат Европейского суда по правам человека – вспомогательное административно-юридическое подразделение ЕСПЧ, состоящее из юристов, технического персонала, переводчиков и других сотрудников.
- Судья ad hoc – назначается страной, против которой подана жалоба, участвует в заседаниях по рассмотрению дела, когда национальный судья этого сделать не может, освобожден от участия или отказывается участвовать.
Юрисдикция ЕСПЧ и процедуры рассмотрения жалоб:
- Юрисдикция Европейского суда по правам человека – все страны Совета Европы (на сегодняшний день – 47 государств).
- Основание обращения в Европейски суд по правам человека – допущенные государством-ответчиком нарушения Конвенции и Протоколов. ЕСПЧ не является наднациональной судебной инстанцией для обжалования решений национальных судов и не занимается их пересмотром.
- Европейский суд по правам человека рассматривает жалобы частных лиц, коллективные жалобы частных лиц, жалобы юридических лиц, являющихся неправительственными организациями, а также жалобы государств к государствам.
- Предмет жалобы – нарушения Конвенции и (или) Протоколов к ней. Обязательное условие допуска жалобы к рассмотрению Судом – соответствие требованиям приемлемости.
- Срок подачи жалобы в Европейский суд – 6 месяцев со дня вынесения окончательного решения по делу на национальном уровне.
- Судебное разбирательство – это два последовательных этапа: оценка приемлемости жалобы и рассмотрение по существу. Полная процедура рассмотрения жалобы включает: судья ЕСПЧ единолично – комитет секции – палата секции – Большая палата. Судья вправе единолично принять решение о неприемлемости жалобы, если неприемлемость очевидна. На уровне комитета принимаются решения о приемлемости/неприемлемости жалобы и рассмотрении дела по существу, если решение очевидно исходя из прецедентного права ЕСПЧ. Палата – основной орган, занимающийся разрешением жалоб. Часто палаты одновременно рассматривают вопрос о приемлемости жалобы и ее рассмотрении по существу. Большая палата вправе рассматривать жалобы по существу, а также пересматривать решения палат ЕСПЧ.
- Основная форма судебного разбирательства – изучение, правовой анализ и оценка представленных сторонами материалов. Однако, сочтя это необходимым, Суд может назначить открытые (как правило) или закрытые слушания по делу. В открытые заседания приглашаются участники спора, допускаются СМИ и публика, а слушание записывается и транслируется на сайте ЕСПЧ.
- Стороны вправе представлять свои интересы в Суде лично и (или) с помощью адвоката.
- Полномочия Европейского суда по правам человека не ограничиваются только «бумажной» работой. ЕСПЧ вправе организовывать и проводить полноценные расследования, в том числе выездного характера – по месту указанных в жалобах нарушений. Кроме того, Суд вправе привлекать к разбирательствам экспертов и поручать им работу с заявителями и доказательствами на месте.
- Компетенция Европейского суда по правам человека позволяет принимать предварительные решения обеспечительного характера. Зачастую такие решения призывают государство-ответчика не совершать определенные действия, в связи с которыми подана жалоба, до завершения разбирательства.
- Совещания суда, где принимаются решения, носят закрытый характер.
- До принятия решения по существу стороны вправе заключить мировое соглашение, что влечет прекращение разбирательства, но только после изучения Судом условий достигнутых договоренностей и признания их приемлемыми для завершения судебного процесса.
- Сроки рассмотрения дел в ЕСПЧ – не установлены, различаются по каждому делу.
- «Пилотные дела» – практика ЕСПЧ последних лет, связанная с огромным наплывом одинаковых жалоб. Такая процедура предусматривает выборку однотипных жалоб в отношении одного и того же государства, рассмотрение из выборки одной или нескольких жалоб по существу и последующую разработку мер рекомендательного характера по совершенствованию законодательства в стране-ответчике. По всем другим жалобам выносятся решения аналогичные «пилотному делу».
- Содержание решения (постановления) ЕСПЧ – наличие/отсутствие заявленных нарушений Конвенции, и в случае удовлетворения жалобы – присуждение денежной компенсации.
- Решения ЕСПЧ обязательны для сторон дела. Контрольные функции возложены на Комитет Министров Совета Европы.
*****
Конвенция по правам человека и деятельность Европейского суда не являются чем-то неизменным. Последние тенденции в развитии правовой системы Конвенции говорят обратное. В соответствии с Протоколом 15 к Конвенции (ратифицирован Россией и частично другими государствами Совета Европы, но в силу пока не вступил), срок подачи обращения в ЕСПЧ будет сокращен до 4 месяцев, а среди требований к жалобам появится новый критерий приемлемости. Кроме того, изменения затронут компетенцию Большой палаты. И, наконец, серьезный аспект – пересмотр роли ЕСПЧ по отношению к национальным правовым системам на вспомогательную (субсидиарную) и наделение государств-участников большей свободой в применении Конвенции на национальном уровне.
ECHR — Фильм о Европейском суде по правам человека