Вопросы интеллектуальной собственности для франчайзеров и франчайзи
Соглашение о франшизе (договор франчайзинга) — это особый тип договорных отношений, в котором одно лицо (франчайзер) позволяет другим фирмам (получателю франшизы — франчайзи) использовать свою бизнес-модель в качестве основы для ведения бизнеса. Модель франчайзинга может относиться к использованию производственного процесса, к праву на распространение продуктов или к использованию определенного бизнес-формата в различных аспектах ведения бизнеса.
Права интеллектуальной собственности являются неотъемлемой частью всех договоров франчайзинга (франшизы) и содержат лицензии на использование прав интеллектуальной собственности в отношении: идеи производств (ноу-хау); торговых наименований; товарных знаков; изображений; исключительных права на производство или продажу; и пр.
Соглашение о франшизе может дать франчайзи право использовать торговое наименование, товарный знак или знак обслуживания франчайзера в ходе ведения своей деятельности. Это лицензионное соглашение может быть центральной частью соглашения, особенно если модель франчайзинга относится к использованию бизнес-формата.
Например, товарные знаки являются неотъемлемой частью моделей франшиз Додо Пицца, Cofix, Burger King, и Dunkin’. В других случаях товарные знаки могут иметь значение, но играть второстепенную роль по сравнению с другими формами интеллектуальной собственности, такими как патенты, коммерческие секреты или промышленные образцы.
Способы использования прав интеллектуальной собственности и их защита от неправомерного использования являются одними из наиболее важных забот франчайзера. Поэтому, прежде чем начинать франчайзинговые отношения, потенциальный франчайзер должен убедиться, что вся соответствующая интеллектуальная собственность, связанная с бизнесом, должным образом защищена.
Ниже рассмотрим различные аспекты франчайзинга, связанные с интеллектуальной собственностью
Право собственности на интеллектуальную собственность
Интеллектуальная собственность, предоставленная франчайзи по договору франчайзинга, будет по-прежнему принадлежать франчайзеру. В соглашении о франшизе должна быть указана вся интеллектуальная собственность, которой владеет франчайзер, и способы ее использования франчайзи в бизнесе.
В ряде случаев в соглашении о франчайзинге может быть просто указано, что получатель франшизы должен соблюдать любые указания, данные франчайзером в отношении принадлежащей ему интеллектуальной собственности.
Лицензионное соглашение на интеллектуальную собственность.
Франчайзеры обычно предоставляют франчайзи неисключительную лицензию на необходимые объекты интеллектуальной собственности через лицензионное соглашение на интеллектуальную собственность, которое действует в дополнение к соглашению о франшизе. Это лицензионное соглашение позволит франчайзи использовать и осуществлять права, связанные с интеллектуальной собственностью франчайзера, в обмен на лицензионный сбор, который может быть выражен какой-то номинальной суммой.
Важно внимательно изучить лицензионное соглашение, в котором, среди прочего, будет указано следующее:
- права, которые франчайзи может осуществлять в отношении интеллектуальной собственности, например, право сублицензировать или передавать свои права;
- ограничения или условия использования франчайзи интеллектуальной собственности; и
- срок действия лицензии и порядок ее прекращения.
Однако, если соглашение о франшизе уже охватывает позиции франчайзера и франчайзи, возможно, что лицензионное соглашение просто предусматривает лицензию без каких-либо оговорок.
Защита интеллектуальной собственности
Поскольку франчайзи просто предоставляется лицензия на использование объектов интеллектуальной собственности франчайзера, может не показаться большой проблемой, зарегистрирована ли интеллектуальная собственность или нет. Однако защита интеллектуальной собственности франчайзера, включая товарные знаки, образцы и патенты, будет иметь сильное влияние на успех франчайзи.
Если франчайзер не защищает должным образом свою интеллектуальную собственность и участвует в каком-либо споре, это отразится на бизнесе франчайзи.
Это важное соображение, которое не следует упускать из виду потенциальным франчайзи. Вот почему потенциальному франчайзи выгодно выполнить поиск в доступных базах данных, с тем чтобы убедиться в надежности получаемого фундамента, прежде чем заключать какое-либо соглашение о франшизе.
Чтобы избежать потенциальных проблем, получателям франшизы следует также рассмотреть возможность включения в франшизу или лицензионное соглашение пункта о том, что франчайзер будет обеспечивать актуальность всех регистраций или, в более широком смысле, обязывать франчайзера защищать принадлежащие ему объекты интеллектуальной собственности.
Франчайзи должен попытаться договориться о защите в случае ликвидации франчайзера. Это может быть так, что лицензионное соглашение продолжает оставаться в силе, и получатель франшизы может продолжать вести бизнес, используя объекты интеллектуальной собственности без соглашения о франшизе.
Конфиденциальная информация.
В отличие от других видов интеллектуальной собственности, конфиденциальная информация (секрет производства (ноу-хау)) — это тип интеллектуальной собственности, который не требует регистрации.
Под конфиденциальной информацией понимается все, что компания считает секретным, хотя она не включает ничего, что является общеизвестным или является общественным достоянием.
Конфиденциальная информация может включать финансовые аспекты, списки клиентов, маркетинговые планы и приемы и так далее. Эта информация держится в секрете из-за ее важности для коммерческого успеха бизнеса франчайзера.
Коммерческая тайна, подкатегория конфиденциальной информации, относится к процессам, методам и процессам производства или производства. Нельзя не вспомнить о самом известном коммерческом секрете – Coca-Cola, которая десятилетиями хранила в секрете рецептуру своего напитка.
Для защиты своей коммерческой тайны франчайзеры будут требовать от франчайзи подписывать соглашения о конфиденциальности или соглашения о неразглашении, которые выходят за рамки прекращения франчайзинговых отношений.
Прекращение франчайзинговых отношений.
После прекращения действия договора франчайзинга и лицензионного соглашения получатель франшизы теряет право использовать интеллектуальную собственность франчайзера. Франчайзер может иметь право подать иск о возмещении ущерба против франчайзи, который игнорирует это.
Если интеллектуальные права зарегистрированы, любое дальнейшее использование франчайзи интеллектуальной собственности франчайзи без разрешения будет считаться нарушением закона об интеллектуальной собственности.
Однако, если ИС не зарегистрировано, франчайзер может подать иск против франчайзи за нарушение договора франшизы или соглашения о конфиденциальности.