119192, г. Москва, Мичуринский проспект, д.16 (м. Ломоносовский проспект)

Жалоба в комитет по правам человека ООН (помощь в подготовке)

Главная / Жалоба в комитет по правам человека ООН
Лого Euroclaim

Жалобы в Комитет по правам человека ООН

Жалобы в Комитет по правам человека ООНКомитет по правам человека (КПЧ) – один из нескольких органов ООН, которые занимаются международным мониторингом соблюдения прав человека и уполномочены рассматривать жалобы на их нарушения. Комитет ООН по правам человека рассматривает жалобына нарушения Пакта о гражданских и политических правах и действует в соответствии с Факультативным протоколом №1 к данному Пакту.

 

Компетенция Комитета

Пакт о гражданских и политических правах 1966 года декларирует и защищает широкий спектр фундаментальных прав человека: право на жизнь, на личную свободу и неприкосновенность, на равенство всех перед законом, судом и справедливое судебное разбирательство, на свободу выражение мнений, свободу мысли, совести и религии, право на мирные собрания и многие другие права и свободы. Пакт запрещает пытки и бесчеловечное обращение, вмешательство в личную и семейную жизнь, произвольное лишение свободы, пропаганду войны, дискриминацию по признакам расы, языка, цвета кожи, пола, религии, социального происхождения и т.д.

Вся совокупность защищаемых Пактом прав и свобод представлена в Части III. И эти положения во многом перекликаются с нормами Европейской конвенции о защите права человека и во многом представлены практически идентичными по существу понятиями и терминами. Жалоба в Комитет по правам человека ООНможет быть подана на нарушение любых прав и свобод, которые перечислены в Пакте. Механизм подачи и рассмотрения таких обращений регулируется Факультативным протоколом №1 к Пакту.

Компетенция КПЧ ограничена рассмотрением жалоб на нарушение прав и свобод, закрепленных Пактом, и распространяется только на государства, которые являются участниками как Пакта, так и Протокола №1.

Оба документа вступили в силу в 1976 году. Юрисдикция Комитета распространяется на 115 стран-участниц – по числу тех, кто ратифицировал Протокол. Россия является участницей этих международных актов как правопреемница СССР, который ратифицировал Пакт в 1973 году, а Протокол – в 1991 году.

По общему правилу, жалоба в Комитет по правам человека ООН не может быть направлена, если в ней речь идет о фактах и обстоятельствах, которые имели место до того, как для государства-нарушителя действие Пакта и Протокола стало обязательным. Однако жалоба может быть принята, если после этого судебным или государственным органом был принят акт, подтверждающий факты и обстоятельства, изложенные в обращении.

Кроме того, Комитет ООН по правам человекане рассматривает жалобы, которые:

  1. Поданы спустя 5 лет после исчерпания национальных средств юридической защиты или спустя 3 года после вынесения решения по итогам международного расследования (урегулирования). Исключение – ситуации, когда такое промедление может быть сочтено обоснованной отсрочкой и обстоятельства дела говорят о необходимости принятия и рассмотрения жалобы КПЧ.
  2. Дублируют по предмету другую жалобу, находящуюся в стадии расследования (урегулирования) на уровне международного механизма. Рассмотрение обращения на уровне Совета по правам человека не попадает под это правило. Но, например, если жалоба рассматривается в ЕСПЧ, аналогичная жалоба в КПЧ будет расценена как неприемлемая.
  3. Попадают под сделанную страной-участницей Протокола оговорку, исключающую из рассмотрения Комитета дела, которые уже рассмотрены и разрешены по существу в рамках международного механизма. Например, если каким-то государством сделана указанная оговорка и жалоба на это государство была рассмотрена ЕСПЧ, то Комитет аналогичную жалобу не примет.

Указанные ограничения на жалобы в Комитет по правам человека ООНне означают, что жалобу нельзя подать. Их главная цель – исключить злоупотребление правом на защиту в международных инстанциях. Именно по этому признаку и оценивается в данном случае приемлемость обращения. Так, если, скажем, в жалобе изложены другие обстоятельства (факты), приводятся другие основания, фигурирует другое лицо, которому нужна защита, нежели в ранее разрешенной или сейчас рассматриваемой жалобе, то такое обращение с высокой долей вероятности будет сочтено приемлемым. Аналогичный подход будет и в том случае, если ранее жалоба хотя и подавалась в другую международную инстанцию, например, ЕСПЧ, но не была рассмотрена и разрешена по существу по процессуальным причинам.

 

Требования к жалобам в Комитет

Требования к жалобам изложены в Протоколе №1 к Пакту и находят отражение в прецедентном праве Комитета. Все требования – критерии приемлемости, которым обращение должно соответствовать.

Основные критерии:

  1. Права и свободы, на нарушение которых ссылается заявитель, должны быть отражены в Пакте.
  2. Жалоба не может быть анонимной или содержать признаки злоупотребления правом на защиту.
  3. Аналогичная жалоба не должна находится на рассмотрении (разбирательстве) в другой международной инстанции.
  4. До обращения с жалобой должны быть исчерпаны все внутренние (национальные) механизмы защиты нарушенного права при условии, что нет неоправданной задержки в работе таких механизмов.
  5. Заявитель должен являться жертвой нарушений, на которые он ссылается в жалобе.
  6. Жалоба должна быть подготовлена в письменном виде, соответствовать установленной форме и подаваться в порядке, установленном процедурой.

Адрес Комитета по правам человека ООН для подачи жалобы: Petitions and Inquiries Section Office of the High Commissioner for Human Rights United Nations Office at Geneva, 1211 Geneva 10, Switzerland.

 

Как рассматриваются жалобы

Комитет ООН по правам человека рассматривает жалобы, как правило, достаточно долго – несколько лет. И у него не столь много полномочий, как, скажем, у ЕСПЧ.

КПЧ не считается судебной инстанцией, которая правомочна проводить расследование, собирать доказательства, допрашивать свидетелей и т.д. Пределы возможностей Комитета ограничены рассмотрением письменной информации – того, что представлено заявителем и государством, в отношении которого подана жалоба. Устные свидетельства не принимаются.

Кто и что из сторон должен доказывать – определяется индивидуально, исходя из обстоятельств дела и содержания жалобы. По общему правилу, если государство не ответило на запрос, не предоставило информацию и документы, Комитет примет позицию заявителя как есть. Аналогичные последствия могут быть и тогда, когда государство отвечает, но не приводит весомых доказательств своей позиции. С другой стороны, недопустимы и огульные обвинения со стороны заявителя – он должен не просто заявить о нарушении, но и пояснить, какие факты и обстоятельства свидетельствуют об этом. Если у заявителя нет реальной возможности получить и представить доказательства (например, ему не выдают какие-то документы), то такие доказательства могут быть истребованы Комитетом у государства-нарушителя. В ряде случаев КПЧ может предложить стране провести расследование обстоятельств, изложенных в жалобе, и предоставить его результаты в распоряжение Комитета.

В целом же, после подачи и принятия жалобы, начинается достаточно длительный процесс запроса информации, ее предоставления, обмена данными и т.п. между Комитетом и сторонами дела. Если существует вероятность, что связанная с этим процессом задержка приведет к причинению заявителю серьезного и непоправимого ущерба, Комитет может предложить государству-нарушителю принять временные меры, чтобы не допустить такой ущерб, на период рассмотрения жалобы.

Жалобы в порядке очередности и по мере их готовности к рассмотрению на заседании Комитета разрешаются на одной из пленарных сессий. Такие сессии проводятся трижды в год – весной, летом и осенью. По существу жалобы принимаются «соображения», в которых делается вывод о наличии/отсутствии нарушения (нарушений). РешениеКомитета по правам человека ООНдоводится до сведения сторон дела и предается гласности по итогам сессии.

Что будет, если жалобу удовлетворят:

  1. Принимаются соответствующие «соображения».
  2. Государству предлагается устранить нарушение (нарушения) так, как оно посчитает нужным, или в виде той меры (мер), которую предложит Комитет.
  3. Среди меры, предложенной Комитетом, может быть: отмена/изменение актов, которые повлекли нарушение Пакта, освобождение незаконно арестованного (задержанного), прекращение конкретных действий, нарушающих права человека, выплата денежной компенсации и др.

В дальнейшем, после вынесениярешения Комитета по правам человека ООН, дело передается на контроль Специальному докладчику Комитета. Он координирует действия сторон, контактирует и взаимодействует с ним, контролирует процесс исполнения «соображений». Не все, но многие удовлетворенные жалобы удалось довести до исполнения принятого решения. Здесь нужно учитывать, что Комитет рассматривает жалобы, поступающие практически со всего мира, а ситуация с соблюдением прав человека во многих странах абсолютно противоположная, как, впрочем, и регулирование таких прав в национальных правовых системах.

*****

Для граждан многих стран мира обращение в Комитет по правам человека, как и в другие инстанции ООН, например, в Совет по правам человека, – единственная возможность защиты. Этого нельзя сказать о странах Европы и о России, где основной поток жалоб идет в Европейский суд по правам человека. Но в ряде случаев ничего не остается, как обращаться в КПЧ. Так приходится поступать, когда ЕСПЧ отклонил жалобу по процессуальным нарушениям (здесь критерии приемлемости более жесткие) либо истек 6-месячный срок обращения в эту инстанцию.

Важно учитывать, что альтернатива ЕСПЧ существует.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: