119048, Москва, Трубецкая улица, дом 28, строение 1 (4 этаж, адвокатская контора №1 МГКА)

Особенности заключения мирового соглашения в ЕСПЧ

Лого Euroclaim

Особенности заключения мирового соглашения в ЕСПЧ

На сегодняшний день мировое соглашение становится достаточно действенным институтом, с которым все чаще приходится сталкиваться заявителям в ЕСПЧ.  Но прежде чем перейти к описанию особенности заключения мирового соглашения в ЕСПЧ надо сделать оговорку, что в практике Европейского суда термин «мировое соглашение» является условным, поскольку в Регламенте суда на разных языках используются два наименования для этой процедуры «дружественное урегулирование спора» и «полюбовное соглашение». При этом в обоих случаях речь идет именно о соглашении, т.е. договоренности устраивающей обе стороны спора.

Практика Европейского суда

Так, по статистике в 2016 году Европейский суд рассмотрел 228 исков против России (116 в 2015 году), удовлетворил 222 иска, при этом по 354 делам в отношении России сторонам удалось достигнуть мирового соглашения.

Сама по себе возможность заключения мирового соглашения возникает после подачи жалобы в ЕСПЧ и ее коммуникации. Но только лишь одного желания сторон для возможности окончить дело мировом недостаточно – в соответствии с подп. b п. 1 ст. 39 Конвенции суд готов содействовать сторонам в достижении мира при условии заключения такого мирового соглашения, которое основано на соблюдении прав человека, признанных в Конвенции Протоколах к ней. Такая оговорка защищает заявителей от заключения мировых соглашений основанных на заведомо невыгодных для них условиях.

 

Особенности заключения мирового соглашения в ЕСПЧ

Как происходит заключение мирового соглашения в Европейском суде?

После коммуникации жалобы, т.е. на стадии рассмотрения, Европейский суд предлагает сторонам включить в свои замечания доводы относительно справедливой компенсации и предложения о мировом соглашении. Такое предложение по практике содержится в письме Суда, сопровождающем решение о приемлемости. Срок на подачу таких предложений также обычно устанавливается в письме. Таким образом уже в меморандуме Государства присланном в ответ на доводы заявителя может появиться предложение о дружественном урегулировании. Правительству ничего не мешает согласиться с заявителем и пойти на мировую или же представить свои контраргументы, изложенные в меморандуме».

Роль Суда не ограничивается только формальной функцией по содействию передаче информации. Представители Суда могут даже поучаствовать в переговорах и указать сторонам на обоснованность тех или иных аргументов или требований в свете Конвенции и существующей на данный момент судебной практики. Пункт 1 правила 62 Регламента предоставляет Суду в этом плане широкую свободу действий: Палата принимает все надлежащие меры для содействия сторонам в дружественном урегулировании.

Согласно п. 5 Положения об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека — заместителе Министра юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. N 310, предусмотрено, что Уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде (по согласованию с заинтересованными органами государственной власти России) ведет «переговоры о досудебном урегулировании дел, возбужденных против Российской Федерации, и при посредничестве Суда заключает с истцом соответствующие соглашения»

Переговоры проведенные с целью достижения мирового соглашения (дружественного урегулирования), являются конфиденциальными и в том случае, если согласие по прекращению дела миром не будет достигнуто это никак не отразится на условия судебного разбирательства. Там не могут использоваться аргументы, звучащие за столом переговоров.

В том случае если стороны согласились на дружественное урегулирование Секретарь уведомляет Палату об этом, после чего удостоверившись, что вышеуказанное урегулирование достигнуто на основе соблюдения прав человека, Палата исключает жалобу из списка подлежащих рассмотрению дел. Если нет, дело рассматривается Европейским судом в соответствии с процедурой.

Отказ заявителя от начала или продолжения процедуры дружественного урегулирования с государством-ответчиком, так же, как и его отказ от заключения соглашения в том случае, если такое дружественное урегулирование было достигнуто, не рассматривается Европейским судом как злоупотребление правом <1> (п. 3 ст. 35 Конвенции)

Чего может добиться заявитель, согласившись на мировое соглашение в ЕСПЧ?

В том случае если правительство согласно пойти на встречу заявителю и урегулировать дело, заявитель может потребовать для себя любую разумную форму возмещений, как например:

  • денежную компенсацию в любой сумме, которую удалось согласовать в ходе переговоров
  • пересмотра конкретной процедуры или изменения законодательства с целью решить возникшую у заявителя проблему
  • принятия государством каких-либо мер в согласованный срок, с тем чтобы заявитель смог получить причитающееся ему возмещение раньше, чем если бы состоялось решение суда по его делу.

При таких обстоятельствах заключение мирового соглашения для многих заявителей может стать эффективным способом решения проблемы. Сложности могут возникнуть там, где заявители захотят получить не только компенсацию, но и пересмотра судебных актов по их уголовному делу. К этим вопросам следует подходить крайне внимательно и осторожно, в силу специфики установления новых обстоятельств по делу уголовно-процессуального закона (УПК РФ). Возможность такого примирения должен оценивать соответствующий специалист.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: